МОСС (MAUSS) Марсель

МОСС (MAUSS) Марсель
(1872-1950) - французский социолог и антрополог. Получил философское образование в Бордосском университете. Изучал историю религии, индологию и сравнительную индоевропейскую лингвистику в Высшей школе практических исследований, где возглавил кафедру истории религий "нецивилизованных народов" (1901). Был одним из инициаторов создания Института этнологии при Парижском университете (1925). Профессор социологии в Коллеж де Франс (с 1931). Участвовал в издании журнала французской социологической школы. После смерти Дюркгейма стал главным редактором II серии журнала (1925-1927) и возглавил группировавшуюся вокруг журнала социологическую школу. В 1924 стал первым президентом Французского института социологии.

Научная деятельность М. неразрывно связана с социологической школой Дюркгейма , племянником, учеником и сотрудником которого он был. Сторонник реформистского социологизма, активно занимался политической деятельностью. Большое внимание уделял социологии "первобытных" обществ, совпадающей с его точки зрения, с этнологией. Главная работа М., ставшая классической, - "Очерк о даре. Форма и основание обмена в архаических обществах" (1925) - основана на анализе конкретного этнографического материала (Океания, Австралия, Северная Америка), а также некоторых древних индоевропейских религиозно-правовых систем. На формирование подхода М. к исследованию "дара" повлияли идеи Дюркгейма , Зиммеля , работы Веблена , Боаса , Малиновского .

М. рассматривает дар как тотальный социальный факт,  пронизывающий все сферы архаических обществ. Дар - элемент тотальных экономических поставок, элемент обмена, постоянно происходящего между сегментированными частями первобытных обществ. В этих обществах обмен происходит не между индивидами, а между группами или между вождями, олицетворяющими группы. Существующая система даров, внешне бескорыстная, имеет скрытый утилитарный характер, более того, она социально нормирована. Правила дарить, принимать и возмещать дары регулируются магическими и религиозными представлениями. Существование систем дарения М. обнаруживает и в более цивилизованных обществах: в правовых законах и религиозных текстах Древнего Рима, Индии, Китая. С т.зр. М., дарение как вид обмена, обязательного для поддержания состояния равновесия (экономического баланса) любого общества, не исчезло и в современном мире. М. обосновывает необходимость изучения "целостного" человека, одновременного рассмотрения социальных, психологических и биологических факторов, что проявляется в его исследованиях социальной обусловленности выражения чувств, физического воздействия социального внушения, традиционных передач техник тела. Механизмы взаимопроникновения и взаимовлияния индивидуального и социального присутствуют в трактовке М. символов как характерной черты социальных фактов. Символы выражают как присутствие группы, так и инстинктивные реакции ее членов, прямые потребности каждого и всех, их взаимные отношения.

Идея М. о целостных социальных фактах оказала определенное воздействие на труды Гурвича и Леви-Стросса . Благодаря преподавательской деятельности М. было сформировано первое поколение французских полевых этнологов.

Н.Ю. Шило


Социология: Энциклопедия. — Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом. . 2003.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "МОСС (MAUSS) Марсель" в других словарях:

  • МОСС (Mauss) Марсель — (Mauss) Марсель (1872–1950), франц. этнограф и социолог, племянник и ученик Э. Дюркгейма; сторонник идей Ж. Жореса. Осн. работы в области изучения архаич. обществ …   Биографический словарь

  • МОСС (MAUSS) Марсель — (1872 1950) франц. этнограф и социолог. Приверженец теории Дюркгейма, М. в неявной форме подверг пересмотру нек рые ее положения. Он фактически отказывается от резкого антипсихологизма Дюркгейма, стремясь к сотрудничеству между социологией и… …   Российская социологическая энциклопедия

  • МОСС — (Mauss) Марсель (1872 1950) фр. социолог и социальный антрополог. Заведовал кафедрой истории религий нецивилизованных народов Высшей школы практических исследований (с 1900), проф. социологии в Коллеж де Франс (с 1931). Образование получил в… …   Философская энциклопедия

  • МОСС —         (Mauss) Марсель (1872 1950) франц. социолог, этнолог и социальный антрополог, последователь Дюркгейма.         Приверженец социологии Дюркгейма в целом, М. в неявной форме пересмотрел нек рые ее важные положения. Он по существу отказался… …   Энциклопедия культурологии

  • Мосс Марсель — (Mauss) (1872 1950), французский этнограф и социолог, племянник и ученик Э. Дюркгейма; сторонник идей Ж. Жореса. Основные работы в области изучения архаических обществ. * * * МОСС Марсель МОСС (Mauss) Марсель (1872 1950), французский этнограф и… …   Энциклопедический словарь

  • Мосс Марсель — Мосс (Mauss) Марсель (10.5.1872, Эпиналь, ≈ 10.2.1950, Париж), французский этнограф и социолог, заведующий кафедрой истории религий нецивилизованных народов Практической школы высших исследований (с 1900), профессор социологии в Коллеж де Франс… …   Большая советская энциклопедия

  • МОСС — (Mauss) Марсель (1872 1950) французский социолог и антрополог. Получил философское образование в Бордосском университете. Изучал историю религии, индологию и сравнительную индоевропейскую лингвистику в Высшей школе практических исследований, где… …   Новейший философский словарь

  • Мосс — I (Mauss)         Марсель (10.5.1872, Эпиналь, 10.2.1950, Париж), французский этнограф и социолог, заведующий кафедрой истории религий нецивилизованных народов Практической школы высших исследований (с 1900), профессор социологии в Коллеж де… …   Большая советская энциклопедия

  • Марсель Мосс — Marcel Mauss Дата рождения: 10 мая 1872 Место рождения …   Википедия

  • Мосс Марсель — Марсель Мосс Marcel Mauss Дата рождения: 10 мая 1872 Место рождения …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»